Группа №2 «СЕМИЦВЕТИК»

Опыты и экспериментирование с детьми в зимний период

 1. Опыт » Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости , стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

2. Опыт » Таяние и замерзание воды»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.

Детям ( один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать , как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

З. Опыт  » Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?

Вывод:  В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.

4. Опыт » Слепи снежок»

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха( пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

В морозный день предложить детям слепить снежки ( обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки  и оказывается, что это легко сделать.

Вывод : Снег стал липкий , так как у него изменилась влажность.

5. Опыт » Глубина снега»

Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

После снегопада измерить глубину сугробов  в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.

Вывод:  Чем выше сугроб, тем больше глубина.

6.Опыт » Лед — твердая вода»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.

Вывод: Лед — твердая вода.

7. Опыт » Чьи следы»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

8. Опыт » Белая береза»

Цель: продолжать знакомить детей с деревом , ставшим символом России.

Обратить внимание детей на ствол березы, определяют , в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть- это сделать легко.

Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.

В Е С Е Н Н И Й П Е Р И О Д

1. Опыт » Вода и снег»

Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.

Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном  ведерке- рыхлый снег,

в другом- утрамбованный, в третьем- лед.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.

2.Опыт » Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания»

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Обратить внимание детей , что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

3.Опыт» Солнце высушивает предметы»

Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.

Повесить на участке сушиться кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт.

4.Опыт» Водопроницаемость песка и глины»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? ( Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? ( Она » спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка? ( В сухой). Налить воду на землю. Как впитывается вода? ( Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине. ) Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.

5.Опыт » Зеленый кузнечик на зеленой бумаге. Зеленый кузнечик на белой бумаге»

Попытаться поймать кузнечика и рассмотреть его на зеленой бумаге, а затем на белой. Сделать вывод.

Вывод: Форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями насекомого.

6. Опыт » Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность воды»

Цель: установить , почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

В коробку с землей , камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.

Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.

7. Опыт » Следы насекомых»

Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.

Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья( после эксперимента положить насекомых на место). Насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.

Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке .

8. Опыт » Песчаный конус»

Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.

Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок , то в одном месте , то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок может двигаться.

Л Е Т Н И Й П Е Р И О Д

 1. Опыт » Наблюдение за солнцем»

Цель: проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов .

Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.

Вывод: Более нагреты предметы в полдень.

2. » Опыт » Отсутствие ветра»

Взять надувной шарик и подбросить его вверх

Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.

3. Опыт » Запахи растений»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.

Вывод: Каждое растение пахнет по -своему.

4. Опыт » Испарение воды»

Цель: убедиться с помощью эксперимента , что быстрота испарения воды зависит от емкости.

В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.

Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.

 5.Опыт » Цветок»

Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.

В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.

Вывод: Растение без воды погибает.
6. Опыт » Солнечный зайчик»

Цель: показать  с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть , увидеть его там, где его быть не должно.

Предложить детям с помощью » солнечного зайчика»  увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного » солнечного зайчика» и т.д.

Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.

Используемая литература:  Организация деятельности детей на прогулке ( подготовительная группа) Авторы- составители Кобзева Т.Г., Холодова И.А. и другие. Издательство Учитель, Волгоград, 2011г.

24 декабря 2017 в 20:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.